Проходка тоннелей тоннелепроходческими механизированными комплексами
Проходка тоннелей тоннелепроходческими механизированными комплексами
Проходка тоннелей тоннелепроходческими механизированными комплексами
Тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) – специальная машина, позволяющая строить тоннель в грунтах различной плотности: от песка до скальных пород. Часто эту машину называют «щитом», ведь именно ротор щита в голове комплекса является основным режущим породу элементом, продвигая всю махину ТПМК дальше.
ТПМК – огромная машина, её длина более 60-ти метров и может превышать даже 100-метровую отметку, а диаметр отличается в зависимости от типа тоннеля (вплоть до 19 м). Вес проходческого комплекса свыше 1500 тонн. При строительстве Московского метрополитена используют щиты диаметром 6 и 10 метров. Причём 10-ти метровый щит применяется в столице совсем недавно и призван ускорить строительство перегонных тоннелей, при этом снижаются затраты на строительство и эксплуатацию сооружения. При строительстве тоннелей увеличенными (по сравнению с ранее применяемыми 6-ти метровыми) щитами повышается и безопасность пассажиров, эвакуация из поезда в тоннеле проходит быстрее.
Грунт, выбираемый щитом, выводится конвеером в заднюю часть ТПМК, а затем на поверхность. Режущая часть ротора вдавливается в разрабатываемую породу мощной гидравликой. После выборки породы монтируется кольцо тоннеля, состоящее из нескольких металлических или бетонных тюбингов. За обделку тоннеля нагнетается специальный расширяющийся раствор. Так, кольцо за кольцом собирается весь тоннель.
В процессе проходки некоторые части ТПМК изнашиваются и требуют обслуживания. Если тоннель слишком длинный или геология на участке проходки сложная, то для обслуживания комплекса строятся специальные камеры.
ООО «МИП Строй №1» располагает проходческими комплексами, которые выполняют проходку тоннелей столичного метро в круглосуточном режиме. АО «Мосинжпроект» является управляющей компанией по строительству новых линий и станций столичного метрополитена.